ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИЯ
национального праздника Ысыах Олонхо
посвященного якутскому героическому эпосу олонхо -
шедевру устного и нематериального культурного
наследия человечества в Оймяконском районе
Республики Саха (Якутия)
АЙЫЫ САНАА АЙАНА
Общие положения
Концепция раскрывает основные идеи Ысыаха Олонхо на Оймяконской земле, проводимом 1-2 июля 2023 г.
Разработана согласно Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2014 г. № 2729 «Об объявлении второго Десятилетия Олонхо в Республике Саха (Якутия)», Распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 16 июля 2019 г. № 526-РГ «О проведении республиканского национального праздника Ысыах Олонхо в 2020-2024 годах», распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2018 г. №526- РГ «О национальном празднике Ысыах Олонхо в Оймяконском районе Республики Саха (Якутия)».
Руководством для разработки Концепции является Регламент организации и проведения Ысыаха Олонхо в Республике Саха (Якутия) в ред. Постановления Правительства РС(Я) от 21.03.2012 г. N 105.
Философия Ысыахов Олонхо - торжество общечеловеческих ценностей перед вызовами глобального мира.
Вся деятельность по подготовке, организации, проведению Ысыаха Олонхо, возникшего по велению времени на рубеже двух веков, является одним из механизмов духовного, культурного единения многонационального народа Республики Саха (Якутия).
Основополагающие Образ, Смыслы и Ценности Ысыаха Олонхо- 2023
16-й Ысыах Олонхо, предназначенный для популяризации якутского героического эпоса олонхо, признанного в 2005 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества, затевается в 2023 году в Оймяконском улусе.
2023 год в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность объявлен Президентом РФ В.В. Путиным Годом педагога и наставника.
В Республике Саха (Якутия) Указом Главы Республики Саха (Якутия) Николаева А.С. отмечается Год Труда.
Ысыах Олонхо-2023 на Оймяконской земле - Өрөгөйдөөх Өймөкөөн сиригэр -уотугар - имеет ряд природно-ландшафтных, социально-экономических, историко-геокультурных, духовно-символических особенностей.
Оймяконский улус расположен на восточной границе РС(Я) и признан территорией Полюса Холода на северном полушарии планеты. Здесь сходятся 4 великих хребта северо-востока Азии: с запада на север – Верхоянский хребет, с востока – Колымское нагорье, с севера – Черский хребет, с юга – Джугджурский хребет. С высоты они образуют образ руны Алгыс или руну Иччи и их площадь равна почти половине территории Якутии. Художественный глаз может увидеть и образ самого Чысхаана, как раньше называлась земля Оймяконья – земля Чысхаана. Отсюда берут свои истоки реки Алдан, Яна, Колыма и Индигирка. Горная река Индигирка является по площади бассейна третьей в Якутии и десятой в России, питает и кормит население Оймяконского, Момского, Абыйского, Аллаиховского улусов. Здесь берет начало речка Дюлькю, соединяющая Тихий Океан с Северным Ледовитым океаном. В 80-ти км. от села Томтор расположено легендарное озеро Лабынкыр, где живет по преданиям якутское Несси. Символами Ысыаха Олонхо-2023 станут по мотивам сказки «Диво Лаби» Е.С.Иринцеевой -Огдо Луо балык-Рыба дракон Лааби, Хомпоруун Хотой-птица Орел, О5о бухатыыр-Богатырь ребенок. Детские яркие образы- посыл будущим поколениям на долгую жизнь олонхо.
В 2020 году Оймяконский район отметил свое 100-летие. Через территорию улуса пролегала трасса АЛСИБа, ныне построена знаменитая Колымская трасса, заложенная еще заключенными ГУЛАГа, соединяющая северные арктические улусы с магистральными дорогами Якутии и России, обеспечивая выход к Тихому океану. Горнодобывающая промышленность (золото, сурьма) определяет экономику и экологию улуса. Коренное население улуса представлено преимущественно саха из бывшего Баягантайского улуса и эвенов, имеющих родственные связи с Магаданскими, Хабаровскими и Камчатскими сородичами. Здесь проживают представители 63 национальностей, население составляет более 7000 чел.
В Оймяконском районе сохранены исконные виды хозяйственной деятельности – коневодство, скотоводство, оленеводство, охота, рыболовство, народные промыслы, а также этнические культуры, виды народного искусства, творчества, креативный и добрый менталитет локальных сообществ в 7 наслегах улуса.
На территории этого района в наиболее драматическом виде проявлена борьба ценностей Добра и Зла. Оймяконский купец 1-й гильдии «аҕыс улууһу аһаппыт, тоҕус улууһу тоторбут» Н.О.Кривошапкин (1837 -1926) по сей день является образцом добродеятеля, спасшим от голодной смерти земляков и жителей Колымских, северных улусов вплоть до Чукотки. Оймяконская земля хранит память о жертвах 32 лагерей ГУЛАГа, где погибли тысячи людей со всех уголков огромной страны.
Оймяконье своей скрытой энергетикой привлекало внимание философа-поэта, основоположника якутской литературы А.Е.Кулаковского. Он любил эти места, места силы, где созданы им лучшие произведения. Знаменитым провидцем-поэтом одно из его триады сакральных Сэргэ установлено в Оймяконском улусе на местности Үрэх Үрдэ. Ритуальные Три Сэргэ, установленные им в начале нового века в Оймяконском, Чурапчинском, Верхне-Вилюйском улусах, представляют на карте республики изображение равноудаленного треугольника. Алексей Кулаковский при установке Сэргэ на местности Үрэх Терде в 1924 году справил Ысыах установления Мира после кровопролитной гражданской войны.
Оймяконский район имеет своих олонхосутов. В работе этнографа Сэьэн Боло есть воспоминания старожилов, о том, что оймяконцы не выделяли корма лошадям тех купцов, кто не привозил олонхосутов. В длинные зимние вечера жители Оймяконья любили погружаться в удивительный мир героического эпоса Олонхо. Ысыах Олонхо -2023 призван увековечить имена известных олонхосутов, живших в Оймяконском районе: Аммосова Максима Филипповича, уроженца Сордоннохского наслега, Атласова Николая Прокопьевича – Дардай (1909 г.р.), уроженца урочища «Тураах» 1 -Борогонского наслега, Винокурова Павла Владимировича — Хасхар (1867 г.р.), жителя Сордоннохского наслега, Винокурова Трофима Никитовича (примерно 1876 г.р.), жителя 2-Борогонского наслега, Слепцова Егора Алексеевича (1915 г.р.) уроженца 1 Борогонского наслега.
Все эти особенности Оймяконского культурного кода отражаются в Образах, Идеях и Ценностях Ысыаха Олонхо-23 в виде следующих 7 посылов:
«Якутия – Россия». Основная идея, утверждаемая Олонхо– дойдумсах буолуу, любовь к родной земле.. Ысыах Олонхо -23 открывает новое столетие в истории Республики Саха (Якутия). В 2022 году завершился «Столетний план» П.Ойунского, исполнилось 30 лет посланию С.П.Данилова «Народ саха на пути к возрождению». Начало нового столетия в истории республики ознаменовано важными событиями в общественно-политической жизни региона, судьбоносными действиями в РФ. На Ысыахе Олонхо совершается обряд Первого Алгыс нового Столетия, призванного благословить на славный путь развития Второе столетие республики в составе Российской Федерации, благополучие всего народа саха, его 35 племен (по АЕК). Почитание в дни Ысыаха Сэргэ А.Е.Кулаковского, как сакральной опоры Мира, будет являться символом патриотизма, национального самосознания, преемственности поколений, признания Оймяконья местом силы.
«Круговорот Природы». Основная идея, провозглашаемая Олонхо – Олох ытык тыына: Аар айылҕа Ытык Эргиирэ – кыһын сайынынан, тымныы сылааһынан, хараҥа сырдыгынан солбуллар сир ийэ тулхатыйбат тутула салҕана турдун диэн! Зима сменяется летом, холод -теплом, ночь- днем, добро побеждает зло. Да будет так во веки веков! Вечность, незыблимость круговорота в природе, вселенной, жизни на земле символизирует логотип Ысыаха Олонхо-2023. В центре- Древо Жизни, а5ыс салаалаах Улуу Тиит Аал Луук мас. Древо Жизни расцветает всеми восьми ветвями в кругу 4 оберегов, выполненных в цветах четырех времен года, что означает незыблемость священного круговорота Матери-Природы, важность бережного взаимодействия с ней. Сочетание круговорота природы с ритмом олонхо и образа жизни якутян – олох хаамыыта. Зимой 1924 года в Сеймчане А.Е.Кулаковский написал знаменитую поэму «Наступление лета», в которой воспел Лето и Ысыах как вершину неумолимого круговорота природы, показал ценность Ысыаха в экологической и духовной культуре саха. Данное произведение может быть использовано в сценарии, программе Ысыаха Олонхо-23.
«Глобальное изменение климата». Основная идея, воспетая Олонхо – Сир Ийэлиин иллээх буолуу. Жизнь на Земле творят две великие силы Вселенной – жизнетворящее тепло Солнца (Күн суоһа) и Дух Холода Космоса (Томороон Тымныы). Значение холода для планеты Земля равноценно свету Солнца. Оймякон, как Полюс холода, является хранителем мирового Холода, местом силы, получившим название Оймяконский антициклон. "Урочище Чысхаана- Хранителя Холода" расположено в с. Томтор. На этих территориях, сплошь покрытых толстым слоем многолетнемерзлых грунтов, глобальное изменение климата проявляется особенно быстро, сильно. Идея «Сир Ийэлиин иллээх буолуу», одна из центральных тем олонхо, выражает экологическую тревогу нашего поколения. Поклонение на Ысыахе высшим божествам, управляющим природными стихиями и жизнью всего сущего на планете Земля, станет коллективным посланием якутского мира и обращением всему человечеству о неотложности бережного отношения к природе.
«Добро и милосердие». Основная идея, проповедуемая Олонхо – олох орто сүнньэ. Ысыах-Олонхо-23 провозглашает философию добрососедства, добродеятельности, взаимопомощи и волонтерства. Идеи добрососедства, меценатства, попечительства в суровом краю были неотьемлемой частью образа жизни якутян. Неписаный закон жизни на севере- взаимопомощь, взаимовыручка. Во все суровые годы лихолетий доброе отношение, милосердие людей спасало земляков от голода, холода и являлось истоком развития. Сохранились в памяти народной имена попечителей и меценатов, открывавших школы и больницы, отправлявших молодых людей на обучение в научные центры. Богатырем Милосердия оймяконцев является Николай Осипович Кривошапкин, купец 1 гильдии, спасавший от голодной смерти земляков. В годы голодовки раздавал скот, выделял средства на оказание помощи. В течение более чем полувека этот неутомимый человек обеспечивал всем необходимым жителей своего края. Строго следил, чтоб не было обделенных семей. В 80-е годы XIX века Николай Осипович спас от неминуемой голодной смерти мемельских эвенов, которые из-за сильной засухи и других неблагоприятных обстоятельств вынуждены были забивать даже своих лучших ездовых оленей. Стремился, чтобы якутская молодежь имела возможность получить образование. Помог в строительстве Мегино-Алданской и Оймяконской школ, на его средства в Якутске построено двухэтажное деревянное здание на каменном фундаменте под второклассную миссионерскую школу, создал стипендиальный фонд для детей бедных семей учебных заведений города Якутска. Николай Осипович оплачивал образование всех юношей Баягантайского улуса из числа бедняков. Жертвовал на стройку церквей, школ, поддержку библиотек, строительство мостов. В 1891 г. благодаря помощи Н.О. Кривошапкина завершила геологические обследования бассейнов рек Индигирки и Колымы экспедиция выдающегося ученого-геолога Ивана Дементьевича Черского. Знакова для оймяконцев и деятельность миротворца, духовного лидера якутян А.Е.Кулаковского – Өксөкүлээх Өлөксөй. Меценатство, попечительство претерпело этап возрождения на стыке двух веков. 29 сентября 2005 г. была учреждена «Золотая книга попечителей и меценатов Республики Саха (Якутия)». Деятельность республиканского Попечительского Совета, возглавившего массовое движение взаимопомощи в годы перестройки, стала объединяющей духовной скрепой для всей системы образования, сельской местности. В наши дни вновь становятся актуальны идеи добрососедства, добродеятельности, волонтерства .
«Труд – выражение и утверждение жизни». Основная идея, выражаемая Олонхо – Сир киһитин саргыта. Труд начинается в семье. Ысыах Олонхо утверждает трудовые и профессиональные династии семейств, родов и фамилий (аҕа, ийэ ууһа, нэһилиэк дьонун удьуор дьоҕурдара), солидарность трудящихся всех улусов, прежде всего в производстве продовольствия: Аһылыгы оҥоруу – Ытык үлэ. Чествование людей труда. Ысыах – не только поклонение Высшим силам, но и почитание предков, знаменитых сородичей, земляков, выдающихся деятелей, сакральных священных мест – Айыы тыына иҥмит сирдэрэ. Колыбель народа саха – сельская местность. В дни Ысыаха традиционно проводится почитание родовых мест, воздается дань уважения людям, вдохнувшим своим трудом жизнь в эти суровые земли. Люди труда организуют мастер-классы по видам креативной индустрии, пройдет демонстрация мастерства Иис- Уус, соберутся для общения, обмена опытом мастера-педагоги эпоса олонхо, коневоды со всех улусов.
«Дьөһөгөй Айыы сыла». Основная идея, заложенная в Олонхо – Саха сылгы куттаах. По якутскому календарю 2023 год- год бога-покровителя лошадей, живущего на третьем небе. Он старший из братьев богов. Дьөһөгөй Айыы помогает людям вести хозяйство, трудиться. Наделяет человека силой, талантом, мастерством. Оймякон, как центр племенного коневодства, где сохранена исконная культура коневодства народа саха, станет в дни Ысыаха местом поклонения Дьөһөгөй Айыы, демонстрации коневодческой культуры, местом сбора любителей коней. Оймяконцы Дугуйдан Винокуров и Мичил Неустроев, показавшие миру выносливость якутской лошади, стали своеобразным брендом коневодства Якутии. В 11 км. от с. Томтор располагается коневодческое хозяйстве “Тонор”, где базируется республиканская школа коневодов АГАТУ. В 1890 году Оймяконский купец 1-й гильдии Н.О.Кривошапкин организовал Үрүҥ тунах ыһыах в Оймяконе, куда приехал на коне со сверкающим серебряным седлом.
«Тус илин!» Основная идея, выраженная в Олонхо - илиҥҥи суол – инникигэ кэскил. Солнце над Якутией начинает свой путь с села Сордоҥноох Оймяконья, расположенного на самой границе. Оймякон был и будет логистическим узлом всех дорог Якутии по направлениям север, восток и выходом на моря. Оймякон- центр международного экстремального туризма. В 21 веке Оймякон стал точкой притяжения людей со всего мира, открывая Якутию для всего человечества. Эта миссия будет иметь свое развитие. Во время Ысыаха Олонхо проводится апробация нового летнего событийного тура «Праздник солнца на Полюсе Холода». Разработка туристического пакета осуществляется ГАУ РС(Я) «Агентство развития туризма и территориального маркетинга». Фронтир Восточного направления развития Якутии в составе РФ может быть в образе «Сардаҥанан кыыһар Илин саҕах диэкиттэн Үтүө санаа айанынан Өркөн Өй өрөгөйдөөх Үрүҥ Уолан Үрүҥ атын туйахтарын ньиргиэрэ дуорааннанан иһилиннэ».
Общественная значимость Ысыаха Олонхо - 2023
16-й Ысыах Олонхо в Оймяконском улусе является крупным общественно-политическим и культурным событием 2023 года. Образы, Идеи и Ценности Ысыаха Олонхо-23 в формате 7 его посылов значимы для всей общественности республики.
Республиканский Ысыах станет значимым мероприятием для социально-культурного развития улуса. Идеи Ысыаха Олонхо пропагандируют деятельность по возрождению культурно-духовного наследия народов, сохранению уникальных традиций, народной мудрости жителей севера, выработанных веками при суровых условиях, для передачи его будущим поколениям.
Значимыми результатами Ысыаха станут упрочение связи поколений, воспитание патриотизма, уважения к своим национальным истокам, толерантности. Масштабное республиканское мероприятие активизирует местное население, послужит консолидации населения. Дети и молодежь станут участниками красочного мероприятия, получат возможность для общения с деятелями культуры и искусства, раскрывая свои творческие возможности. Участвуя в мастер-классах, люди получат новые навыки, расширят компетенции, приобщатся к нормам исконной аутентичной культуры. Ысыах станет одним из механизмов поддержки, развития мелкого и среднего предпринимательства. Чествование людей труда.
Будут установлены культурные связи между представителями традиционной культуры КМНС Дальневосточного федерального округа. Состоится обмен опытом среди носителей аутентичной культуры, исполнителей героического эпоса Олонхо, кузнецов, народных мастеров, ремесленников. Появятся новые имена, расширится круг молодых исполнителей героического эпоса олонхо, исчезнувшего и вновь возрожденного на стыке веков и традиционных видов фольклора. Состязания в ловкости, силе, выносливости продемонстрируют торжество здорового тела и духа.
Приложение Сакральное пространство Ысыаха Олонхо-2023
Место проведения Ысыаха - с. Томтор, расположенный в Оймяконской впадине, в полюсе холода Северного полушария. В феврале 1933 г. на метеостанции Оймякон, расположенной в с. Томтор был зафиксирован абсолютный рекорд Северного полушария в XX столетии (–67,7 °C).
Ысыах Олонхо проводится в местности «Көмүс күрүө» недалеко от с. Томтор. Рядом величаво возвышается гора Эбэ Хайа, внутри которой находится Ледовая резиденция Чысхаана Хранителя Холода. По воспоминаниям современников на вершине Эбэ хайа есть место, где любил посиживать в раздумьях А.Е.Кулаковский, творя свои великие философские произведения. По старинным преданиям местность свое название «Золотой покос» заслужила плодородием, в годы больших половодий, дождей именно здесь колосилась трава, спасая сельских жителей от неминуемой голодной зимы.
Объекты для исполнения обрядов и проведения меропритий возводятся на территории “Көмүс күрүө” согласно Регламента организации и проведения Ысыаха Олонхо.
Аал Луук мас. Священное мировое древо жизни, изобилия, древо плодородия и центр Вселенной установлено на самом видном месте в форме величавой лиственницы – королевы лесов, царского древа, символа сибирской тайги. Флаги улусов Республики Саха (Якутия) и участников - регионов Российской Федераци, установленные вна территории “Көмүс күрүө”, символизируют единство всех улусов в начале нового столетия в истории республики в составе РФ.
Моҕол ураһа. Летние якутские жилища возводятся специально для главных гостей, героев Ысыаха Олонхо, олонхосутов, владеющих силой и мощью Слова
Аар Баҕах сэргэ. Священная коновязь-сэргэ, могучий, высокий, священный столб-коновязь устанавливается для ритуальной части Ысыаха. Привязывается конь белой масти со старинным седлом в серебряной оправе с полным набором верховой сбруи.
Күнү көрсөр түһүлгэ.. Территория проведения обряда встречи солнца устроена по всем канонам ритуала.
Аал уот олоҕо. Для проведения алгыс священный очаг сооружен в центре местности “Кемус куруе”.
Ытык Дуоҕа. Священный символ Ысыаха Олонхо устанавливается согласно регламента Ысыаха Олонхо.
Бэлиэ (Тойон) сэргэ. Восьмигранная Первая коновязь для коня хозяина, устроителя Ысыаха установлена у Моҕол ураһа. Приезд хозяина означает начало мероприятия.
Объекты для встречи гостей. Для питания гостей организуется харчевка. Летний комплекс для приема расположен на вершине горы Эбэ хайата.
Тойон аан. Входная арка устанавливается с двух сторон места проведения ысыаха. Выполняется по утвержденному эскизу. Венчает арку Полярная звезда один из символов Полюса холода.
Сүрүн түһүлгэ имеет трибуну с навесом на 1500 зрителей, сцену для проведения церемоний открытия и закрытия Ысыаха Олонхо.
Все дни Ысыаха работают традиционные Тусулгэ Ысыахов Олонхо:
Олоҥхо түһүлгэтэ (Тюсюлгэ олонхо) – центральный тюсюлгэ Ысыаха Олонхо. Для слушания олонхо зрелых исполнителей предназначена Берестяная ураса. Для молодых исполнителей олонхо возводится отдельная ураса. Детские конкурсанты соберутся в якутском балагане. Для группового исполнения олонхо имеется сцена с палаткой для организации работы жюри. Все объекты оформлены. Тюсюлгэ обнесено молодыми березами-чэчир и ритуальным салама. Тюсюлгэ открывается вечером накануне дня открытия ысыаха. Олонхосуты начинают свой сказ вечером, увлекая в мир олонхо съезжающихся на ысыах гостей до самого восхода солнца, как и было в старину.
Оһуохай түһүлгэтэ (Тюсюлгэ осуохай) будет одним из многолюдных, заряжающих гостей особой энергетикой слова, сотворчества, единения. Открытие тюсюлгэ планируется в преддверии Ысыаха, с момента приезда запевал осуохая, поэтов-импровизаторов, и будет продолжаться в течение 3 дней и ночей ысыаха. В Тюсюлгэ имеются сидячие места для слушателей и конкурсантов, навес для работы жюри. Готовится площадка под круговой танец. Чэчир, салама определяют границы туьулгэ, придавая праздничный настрой.
Уустар түһүлгэлэрэ (Тюсюлгэ кузнецов) – место работы кузнецов и демонстрации их мастерства. Открывается тюсюлгэ выплавкой металла за день до церемонии открытия Ысыаха. Готовятся рабочие места для изготовления хомусов и иных изделий, предусмотренных организаторами ысыаха. Для проведения конкурсов устраиваются сцена, сидячие места для зрителей. Для работы кузнецов создаются все условия. Обеспечиваются охрана труда, пожарная безопасность.
Хомус түһүлгэтэ (Тюсюлгэ хомус) организуется на Ысыахе Олонхо третий год, как самостоятельное тюсюлгэ для работы в течение всего Ысыаха. Отведена отдельная территория. Для организации выставки-экспозиции Музея и Центра хомуса народов мира, проведения мастер-классов игры на хомусе, конкурсов, концертов виртуозов-исполнителей построены сцена, установлены навес-шатры. Чэчир и салама украшают Тусулгэ.
Оҕо түһүлгэтэ (Тюсюлгэ детства) будет работать по отдельной программе. Построена сцена для показов спектаклей, проведения конкурсов, концерта. Для пропаганды среди детей и юношества здоровья, физической проводятся состязания юношей, многоборье по национальным играм предков.
Харчевка располагается на территории проведения Ысыаха. Устанавливаются специальные оборудованные места с навесами для организации питания гостей. Организованы подвод воды, электричества.
Территория гостеприимства. Для размещения гостей ысыаха в 1,5 км. от с. Томтор располагается палаточный городок» Алтан куруе». Делегациям улусов отводится площадка, где устанавливают палатки. Организуются летние кухни, санитарные зоны, пункты проката и продажи необходимых товаров. На местности «Кемус куруе» делегациям улусов также отводится площадка для дневного пребывания. Улусы по своему усмотрению оформляют свои территории отдыха.
В ипподроме устроены трибуна, сцена для проведения отдельных мероприятий по плану Ысыаха.
Обряды и ритуалы Ысыаха Олонхо-2023
Выполнение традиционных обрядов проводится по канонам национального праздника. Дополнить, в чем особенности, отличия..
Церемония встречи гостей ысыаха у Тойон аан (входной арки) сопровождается обрядом очищения дымокуром.
Обряд встречи Солнца, ритуальная часть ысыаха “Күнү көрсүү”, произойдет между 2-мя и 3-мя часами раннего утра на специально устроенной территории проведения обряда. На коновязи привязываются кобыла с жеребенком, жеребец. Имеются очаг, дымокуры. Ритуал сопровождается Алгысом, поклонением солнцу. Завершается алгыс встречи солнца круговым танцем осуохай, символом всеобщего единения людей - жизненным кругом.
Алгыс – кульминация церемонии открытия Ысыаха. Алгысчита сопровождают 8 девушек от 12-14 лет и 9 юношей от 13-15 лет. Во время Алгыс приостанавливаются все иные мероприятия. Ведущие до начала Алгыс просят участников Ысыаха соблюдать тишину перед общением с божествами-айыы. Согласно поверьям в это утро боги приближаются к земле и способны услышать обращение людей, заряжая их силой и энергией на предстоящий год.
Осуохай – завершающая часть церемонии открытия Ысыаха, общий большой круговой танец осуохай в знак благодарения, принятия Алгыс, единения, сплочения всех участников большого Ысыаха, является традицией ысыахов вилюйского региона.
Все основные тюсюлгэ Ысыаха Олонхо: олонхосутов, осуохай, кузнецов, хомус сопровождаются церемониями открытия с выполнением обряда алгыс-прошения о разрешении действ. На второй день Ысыаха затевается Добун Осуохай, проводится на Ысыахе Олонхо третий год.
Соревнования и конкурсы начинаются с участием олонхосута( исполнения отрывков из олонхо).
Церемония Алгыс (обряд благословления) проводится и в значимых местах мероприятия Ысыаха: места для общественного питания, ипподром, Аал-Луук Мас, Аар-Багах Сэргэ и тд.
Мероприятия Ысыаха Олонхо-2023
Все мероприятия призваны раскрывать основные идеи Ысыаха Олонхо. Открытие мероприятий проводится с участием олонхосута. Чествование олонхосутов проводится на Приеме Главы улуса, в тусулгэ поселений. На каждом түһүлгэ будет транслироваться запись соответствующего фрагмента-олук олоҥхо – Аал Луук маһы хоһуйуу; Олоҥхо Атын туһунан олуктар; Илии-атах оонньуутун туһунан; Бухатыыр уонна Кыыс Куо таҥаһа-саба, көстөр дьүһүннэрэ; Балаҕан дьиэ ис-тас бараана; Кыдай Бахсы ууска уһуйуллуу и т.п. Что создаст реальное живое пространство олонхо, куда будут погружены все участники и гости ысыаха олонхо.
Мероприятия Олонхо Гости Ысыаха Олонхо в эти дни станут слушателями аутентичного исполнения олонхо, окунувшись в древний эпический мир олонхо. По сложившейся традиции Ысыахов Олонхо в дни мероприятия пройдет самое большое состязание олонхосутов. В отличие от предыдущих Ысыахов, учитывая увеличение количества исполнителей олонхо из года в год и рост мастерства, маститые олонхосуты и начинающие исполнители олонхо будут состязаться в отдельных группах. Традиционно состоятся состязание молодых олонхосутов, исполнителей детей и фольклорных коллективов. На прямом эфире НВК “Саха” организуется трансляция исполнения олонхо обладателей Гран-при, победителей и призеров республиканских конкурсов-состязаний олонхосутов. Состоятся прием олонхосута Главой улуса, Главами наслегов, мастер-классы, спектакли.
Мероприятия Осуохай: Осуохай в дни ысыаха займет достойное место на центральном Тусулгэ. В течение 3 дней и ночей, начиная с предшествующего церемонии открытия вечера, над Ысыахом будет звучать осуохай. Гости Ысыаха станут участниками:
-Добун Оһуохай;
-демонстрации делегациями улусов разновидностей якутского осуохай: олекминского, мегинского, амгинского, усть-алданского (наихинский).
- состязания запевал среди пожилых, взрослых, молодых и юных исполнителей.
Мероприятия Хомус: Пропаганда хомус пройдет на 2 площадках: Хомус түһүлгэтэ (Тюсюлгэ хомус) и Уустар түһүлгэлэрэ (Тюсюлгэ кузнецов). Гостей Ысыаха ждут конкурсы и выставки мастеров, изготовителей хомуса, мастер-классы игры на хомусе, концерты виртуозов-исполнителей. Конкурс хомусистов на лучшее исполнение импровизации на тему «Времена года».
Общественно-значимые Мероприятия
Молодежная площадка «Кэлэр кэм кэрэһиттэрэ», встреча молодых успешных предпринимателей, ученых, представителей технических профессий из числа представителей делегаций улусов. с. Оймякон, Дом-усадьба купца 1 гильдии, мецената Н.О. Кривошапкина.
Проект «Читаем Олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» на русском, якутском, эвенском языках
Установка флагов улусов делегациями по приезду на местности “Кемус куруе” как знак добрососедства, единства.
Мероприятия коренных малочисленных народов севера На тюсюлгэ КМНС проводятся Конкурсы исполнителей нимкан, запевал Ьээдьэ. Реализуется проект «Читаем Олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» на эвенском языке». У подножья горы Эбэ Хайа размещается временное летнее стойбище оленеводов.
Мероприятия коневодов
На Ысыахе Олонхо могут быть продемонстрированы по данной тематике искусство современных кузнецов, ювелиров, мастеров ДПИ, а также представлены аутеничные образцы якутского конского убранства. Возможно деловое общение специалистов, коневодов, приехавших в составе делегаций улусов, а также из-за пределов региона. Приглашаются представители коневодческих регионов. Планируется проведение 5 межрегионального фестиваль-конкурса конного убранства «Наследие предков». СХПК «ТОнор», ООО «Оймяконское», СХПК Силис «Полюс холода» будет организована выставка племенных жеребцов. Пройдут конные скачки.
Конкурсы, выставки: Ысыах Олонхо станет площадкой демонстрации мастерства, обмена опытом огромного количества творческих талантливых людей республики, даст возможность оценить уровень культуры ремесленничества якутских мастеров. В организации конкурсов соблюдаются традиции Ысыаха Олонхо. Ысыах украсят своим творчеством, искусством исполнители песнопения-импровизации тойук, дэгэрэҥ, скороговорок-чабыргах. Мастера, кузнецы, ремесленники представят на суд зрителей искусство шитья традиционной одежды саха, мастерство в изготовлении традиционного лука, в изготовлении конского убранства, лучших стремян-иҥэһэ. В самом широком спектре будет представлено декоративно-прикладное искусство народов. Особое внимание уделяется изделиям из конских волос.
Игры Ысыаха Олонхо-2023 - торжество ловкости, силы, смекалки, выносливости. Соревнования соответствуют Регламенту организации и проведения Ысыаха Олонхо.